За три последних года интерес российского бизнеса к командировкам внутри страны упал в два раза, говорится в исследовании компании «Аэроклуб», которая занимается развитием делового туризма.

Интерес российского бизнеса к командировкам по стране за три года упал вдвое

Наиболее часто в первом квартале 2022 года отправлялись в командировки по России сотрудники добывающих, обрабатывающих компаний и энергетики: на них пришлось 37% от общего числа бронирований деловых путешественников. А вот крайне редко стали ездить в командировки представители компаний FMCG-сегмента (продажи товаров повседневного спроса): падение составило 77% по сравнению с 2019 годом (-4% к 2021 году). Фармацевтические и ретейл-компании в два раза сократили объем командировок по России (-10% и -18% к 2021 году).Чаще всего в командировки отправлялись в Москву, Санкт-Петербург, Иркутск, Красноярск, Екатеринбург

Чаще всего в командировки отправлялись в Москву, Санкт-Петербург, Иркутск, Красноярск и Екатеринбург. Кроме того, пользовались спросом у деловых путешественников в начале года такие города, как Казань, Новосибирск , Самара, Уфа и Владивосток. Управляющий директор компании "Аэроклуб" Юлия Липатова связывает снижение командировочной активности сначала с пандемией, а затем с обострением геополитической ситуации, уходом или приостановкой деятельности ряда зарубежных компаний, закрытием аэропортов на юге России и, соответственно, отменой рейсов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Авиадебоширов будут сдерживать пластиковыми наручниками

Впрочем, любые проблемы не вечны. Но та же пандемия показала, что многие совещания совсем не нужны в очной форме. Общаться и решать вопросы можно и на расстоянии.

Может, и командировки — это уже пережиток прошлого? Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета Алексей Зубец считает, что командировочная активность рано или поздно восстановится. "В первом квартале 2022 года спрос на деловые путешествия вырос на 14%, что отражает оживление экономики России. Вполне возможно, начало санкционной войны коллективного Запада против России также способствовало увеличению числа деловых путешествий, необходимых для переоформления документов и решения сложных вопросов. При этом более разумно было бы учитывать не только авиационный деловой туризм, но и тех людей, которые пересели на автомобили или воспользовались железной дорогой. Тогда общая картина была бы более корректной", — считает эксперт. По его мнению, без очных совещаний прожить можно, а вот без поездок бизнес не обойдется. Ведь во время командировок "вручную" отлаживаются многие бизнес-процессы, подписываются документы. Проще и надежнее это делать офлайн.