Компания Nokia сообщила, что сворачивает бизнес в России. Ранее об аналогичном решении объявила шведская Ericsson.
По оценкам экспертов, доля оборудования этих производителей на российском телеком-рынке достигает 45 процентов. Однако рисков для услуг связи этот уход не повлечет.
В пресс-релизе Nokia отмечается, что решение "не повлияет на финансовые перспективы", так как доля российских продаж в общем бизнесе компании не превышает двух процентов. "Приоритетом является обеспечение безопасности и благополучие сотрудников Ericsson в России, они будут отправлены в оплачиваемый отпуск", — заявили накануне в Ericsson. Шведская компания работала на российском рынке с 1881 года. Согласно данным на официальном сайте, на момент прекращения работы действуют три российских офиса, в команде Ericsson в России более 1000 человек.
Более всего от этого пострадают "Ростелеком", Tele2, "Воентелеком" и "Транстелеком" — они ориентировались на европейских производителей, и в отличие от других операторов, не дифференцировали поставщиков, отмечает ведущий мобильный аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
По словам эксперта, функционально оборудование китайских производителей ничем не хуже, а в случае с Ericsson еще и существенно дешевле. Однако шведская компания, пытаясь справится с сокращением доли рынка, вызванным в том числе атаками американских властей, делала предложения операторам с "очень существенными скидками, в сегменте базовых станций их предложения были в три раза ниже рынка, этим и был обусловлен выбор в пользу Ericsson".
При этом зарабатывала компания на сервисном обслуживании, заключая договора на пять лет. В результате, отмечает Муртазин, "можно говорить о том, что компания потеряла примерно 100 млн евро в первом квартале, а в конце года вынуждена будет списать все это оборудование в убыток".
Однако говорить о том, что уход части производителей может негативно повлиять на российский телеком-рынок избыточно, отмечает руководитель ИА Content-Review Сергей Половников. "Уход или приход тех или иных игроков рынка не влияет на уже проданное оборудование. Как работало, так и работает", — сообщил эксперт. По словам Половникова, в мире достаточно примеров, когда в отсутствии какого-либо производителя оборудования на рынке само его оборудование присутствует.
Не станет проблемой и отсутствие сервисного обслуживания от компаний-производителей, считает аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко. "Не думаю, что существуют какие-то невосполнимые сервисные опции, которые прямо сейчас станут проблемой для развития сетей", — заявил он.
Что же касается поставок оборудования, то все опрошенные "РГ" эксперты сходятся на том, что проблема может быть вполне решена через процедуру параллельного импорта, ранее разрешенную по инициативе Минпромторга. При этом в него вполне могут быть вовлечены и сами компании-производители, которые будут проксироваться через посредников, избегая тем самым рисков вторичных санкций. По словам Муртазина, скорее всего даже китайские компании в конечном счете поступят именно таким образом. В данном ситуации, соглашается Бойко, "кроме неизбежного, полагаю, удорожания закупки-доставки, каких-то капитальных проблем быть не должно".
Еще одним направлением работы Nokia и Ericsson в России были совместные проекты. Nokia договаривалась с Yadro о совместном выпуске базовых станций на заводе в подмосковной Дубне. У Ericsson был ряд проектов с сотовыми операторами по строительству частных сетей LTE и 5G на предприятиях. Рассматривался и вариант участия компании в разработке отечественных базовых станций 5G. По словам собеседника "РГ" на телеком-рынке, все эти проекты сейчас совершенно точно не будут развиваться. Есть шанс, что сотрудничество будет продолжено в "каком-то непубличном формате", но говорить об этом можно будет позднее.